Количество воспитанников
108:
Группы в соцсетях
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

Консультация для родителей «Что такое нейропсихология или как она может помочь моему ребенку? »

Автор: Уляшкина Е.Н.
|Должность: Педагог-психолог
Нейропсихология - наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др. Эти процессы являются основными, определяющими успешность развития и обучаемости ребенка. Если они не сформированы, то обучение дается тяжело, появляется нелюбовь к учебе, возможно развитие психосоматических заболеваний.

     Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективный на сегодняшний день метод безмедикаментозной помощи при отдельных видах нарушений (гиперактивности, синдроме дефицита внимания, задержке развития и т. д.). Он не имеет побочных действий. Если подход грамотный, то и результативность окажется высокой.

    Замечено, что при выполнении определённых физических действий образуется огромное количество нейронных   связей и как следствие, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут нейропсихологические упражнения и игры. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
Каким детям необходима нейрогимнастика:
•    если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
•    заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;
•    постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;
•    плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
•    присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);
•    быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;
•    есть проблемы с речью разной сложности;
•    наблюдается слабая познавательная деятельность;
•    плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.
На что направлены нейропсихологические игры и упражнения:
•    развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
•    развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
•    работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
•    активизация речи;
•    работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д.
     Противопоказания к применению нейроупражнений
Нейропсихологичекие упражнения для детей противопоказаны при таких заболеваниях:
              Эпилепсия;
              Генетические симптомы;
              Психические расстройства.

Полезные рекомендации!
Чтобы упражнения принесли максимальную пользу, нужно следовать нескольким правилам:
1.Не стоит сразу ожидать результатов.
Начинать тренировки следует с концентрации внимания на одной из функций. Нужно быть терпеливым, ведь у ребенка не сразу может получаться, он будет отвлекаться. Не стоит одергивать малыша, ему после того сложнее концентрироваться. Только терпение и усилия приведут к положительному результату.
2. Нельзя переутомлять и перевозбуждать малыша.
Нужно периодически переключать внимание ребенка, меняя виды игр, но делать это не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить полноценный сон, спокойную обстановку.
3.Установить внешние рамки.
Ребенку нужно точно объяснить, что можно, а что нельзя. Стоит учитывать, что ребенок долго ждать не может, поэтому поощрения и наказания должны проявляться вовремя. Это может быть доброе слово, небольшой сувенир, но все должно быть предоставлено вовремя.
4. Во время работы лучше использовать сразу несколько игр:
•    для развития внимания,
•    для снятия напряжения,
•    для регуляции воли,
•    для закрепления результатов.
Существует несколько видов упражнений, направленных на решение разных задач по развитию психомоторных координаций. Основные из них следующие:
Дыхательные упражнения. Помогают восстановить нормальное дыхание, как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями. Это способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости.
Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению синкинезий (рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности).
Двигательные упражнения и растяжки. Стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации, помогают регулировать вегетативные нарушения, осваивать пространство своего тела и окружающего пространства.
Упражнения на развитие познавательных навыков. Совершенствуют познавательную активность ребенка (внимание, память, логику, концентрацию).
Артикуляционные упражнения. Способствуют решению проблем с произношением.
            Межполушарное рисование
Если полушария работают не слажено, то дети часто испытывают трудности в обучении, так как не происходит полноценного обмена информацией между мозговитыми «соседями». Межполушарное рисование позволяет улучшить эти связи. Предложите ребёнку нарисовать одновременно двумя руками какую-либо фигуру. А помогут в этом пособия Т. П. Трясоруковой «Развитие межполушарного взаимодействия у детей».

Кинезиологические упражнения
Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Кинезиологические  упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.

Требования к проведению кинезеологичеких упражнений.
- Проводить ежедневно по 3 - 5 минут, в доброжелательной обстановке.
-Желательно под музыкальное сопровождение.
- Упражнения можно проводить стоя и сидя.
- Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе.
- От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

«Колечки»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д. проба выполняется в прямом и обратном порядке.

«Кулак - ребро-ладонь»
Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе.
Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе.

«Ухо-нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.

«Лезгинка»
Любим ручками играть,
И лезгинку танцевать.
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз.

«Змейка»
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий.

Эти несложные игры помогут скорректировать в домашних условиях работу двух полушарий и снизить риск развития проблем.
Эффект от занятий обязательно будет, если выполнять все регулярно и правильно. Только нужно запастись терпением и, чтобы ребенок не делал, реагировать спокойно.

Литература:
1.    Семнович А. В. С 302 Нейропсихологическая диагностика и коррекция в  детском возрасте: Учеб. пособие для высш.учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 232 с: ил.
2.    Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.
3.    Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2017.
4.    Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.

Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 04.10.2023   |   Изменено: 04.10.2023 09:59:08
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Грипп - это опасно!
Фотографии