Количество воспитанников
108:
Группы в соцсетях
Ссылки

Памятки, советы, рекомендации

«Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ»

Автор: Уляшкина Е.Н.
|Должность: педагог-психолог
  Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Особенно актуально решение данной проблемы в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Современная жизнь требует от будущего ученика ориентации в постоянно изменяющемся окружающем мире.  Этому достойно может послужить игровая деятельность - важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры в целом.
Игра – это ведущая потребность, определяющая развитие ребенка, обладающая  наибольшими возможностями по сравнению с другими видами деятельности для психического и физического развития детей.
Игра является средством первоначального обучения, «наукой до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь.
Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов.  Влияние игры на развитие детей  с ОВЗ бесценно. У детей с ОВЗ психические процессы частично или полностью нарушены. В условиях игры дети с ОВЗ лучше запоминают игровую ситуацию, что оказывает влияние на развитие умственной деятельности ребенка.
   Мои личные наблюдения и практика дают возможность рассказать о секретах успеха игротерапии, которые я использую в своей работе, опустив, по возможности, всем известные теоретические обоснования этого метода.      
Цель моей работы: повышение эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста, в том числе детям с ОВЗ, посредством игротерапии.
Игротерапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений, развития навыков коммуникации у детей с ОВЗ. Игровые занятия способствуют снятию эмоционального и мышечного напряжения, снижению импульсивности и тревоги, развитию навыков взаимодействия детей друг с другом, развитию внимания, восприятия, речи, воображения, общей и мелкой моторики, координации движений.
Игротерапия выполняет три  основных функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.

Познавательная активность – проявляется в стремлении узнавать новое, является важной составляющей частью процессов планирования, фантазирования и т.д.

Игротерапия не просто игра. Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий, а обучающие – достижение более адекватной адаптации и социализации. Различают две формы игротерапии: индивидуальную и групповую.

При выборе игр я учитываю возрастные особенности ребёнка, характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребёнка. На занятиях использую различные игры для коррекции познавательной деятельности, направленные на формирование сотрудничества ребёнка с взрослым, по развитию предметной и игровой деятельности, по сенсорному развитию, по развитию речи.

Функции игротерапии в современном понимании:
1. Коммуникативная — установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив.
2. Релаксационная — снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему
3. Воспитательная — психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций
4. Развивающая — развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т. д., двигательной сферы.
5. Обучающая — обогащение информацией об окружающем мире.

ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОТЕРАПИИ НАПРАВЛЕНА НА КОРРЕКЦИЮ И РАЗВИТИЕ:
-неречевых процессов (восприятие, память, внимание, сенсорики, мышления,    мелкой моторики);
-речи и речедвигательной сферы;
-развития умения гармонично взаимодействовать со сверстниками.

БАЗОВЫМИ СРЕДСТВАМИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СЛУЖАТ:
- подвижные, перекрестные, речедвигательные, психомоторные упражнения;
-дидактические игры на развитие познавательных процессов;
-ролевые игры;
-подвижные игры;
-дыхательные, массажные  игры;
- психогимнастические упражнения и упражнения на релаксацию.
Рассмотрим подробнее…
Подвижные игры являются средством коррекции моторных нарушений, так как большинство детей с ОВЗ имеет двигательные нарушения.

Дидактические игры — одно из средств развития познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. В ходе которых, дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь.

В сюжетных и ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. Это способствует совершенствованию ощущения и восприятия, развитию мышления, воображения. Дети берут на себя роли, т. е. представляют себя другим лицом, совершают действия, диктуемые логикой роли, и тормозят действия, противоречащие ей. Это способствует развитию воображения, тренирует волю, в результате чего дети приобретают навыки произвольного поведения в совместной деятельности. В ходе игры ребенок познает окружающий мир и усваивает общественный опыт, у него развивается стремление к обучению, к различным видам труда, умение и желание трудиться, а также моральные чувства и качества. Ребенок запоминает правила общественного поведения, овладевает нормами поведения в быту и общественных местах.

Театрализованные игры — это разновидность сюжетно-ролевых игр, но они развиваются по заранее продуманному сценарию, в основе которого лежит содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребенка — проговаривания реплик. Здесь необходимы и выразительные интонации и типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и проведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.

Для детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объема, размеров различных предметов.
В ходе конструктивных игр у малышей развивается пространственная ориентация, а также мелкая моторика рук.
В игротерапии существует множество игр для детей, направленных на развитие памяти, на формирование коммуникативных качеств детей, игры, направленные на развитие эмоционально-волевых качеств. В этом множестве существуют еще игры, которые развивают нравственные качества детей. Но любая игра, используемая в рамках образовательного и воспитательного процесса, требует дополнительных педагогических усилий, определенного педагогического мастерства.

Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Эти игры так же помогут в:
- обеспечении эмоциональной разрядки – снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых порцией жизнерадостности и оптимизма;
- уменьшении страха неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;
- улучшении в поведении и способности быстро принимать решения;
- освоении групповых правил поведения;
- налаживании контакта между родителями и детьми;
- развитии ловкости и координации движений.
Я заметила, что развитие познавательной активности дошкольников проходит эффективнее при использовании педагогически обусловленных приемов и методов, включающих игры на развитие логического мышления, памяти, восприятия, воображения, развития мелкой моторики рук. Одним из таких приемов моей практики является психомоторная гимнастика.
Психомоторная гимнастика для дошкольников
        В дошкольном детстве невозможно провести четкую границу между психомоторным и когнитивным развитием ребенка. Двигательное развитие ребенка в последующем становится основой для его когнитивного, социального и эмоционального развития.
        Мероприятия по психомоторному развитию, основанные на двигательных методах, включают:
1. Растяжки.
Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса – одна из самых важных задач коррекционно-развивающей работы. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития.
Из всех упражнений растяжки больше всего нравятся детям.

2. Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и т.д.
Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Эффективны для коррекции поведения детей с гиперактивностью и синдромом дефицита внимания.
Когда дети сознательно контролируют дыхание, у них снимается эмоциональное напряжение, уменьшается чувство тревоги, они способны расслабиться.

3. Глазодвигательные упражнения.
Эти упражнения тренируют мышцы, управляющие движением глаз, активируют кровообращение, снимают умственное утомление, способствуют развитию зрительного восприятия, повышают устойчивость вестибулярных реакций.
В основе положительного эффекта лежат определенные функциональные связи между глазодвигательным нервом и мозгом.

4. Упражнения для лицевой группы мышц. Речедвигательные.
Большая часть двигательной коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти, которые формируют речь. В процессе таких упражнений у детей постоянно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата. Движения языка и губ становятся более точными.

5. Перекрестные телесные упражнения. Кинезиология.
Процесс психического развития детей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций, повышает скорость мыслительной деятельности.
В нашем детском саду функционирует группа для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этим детям требуется особое внимание в процессе воспитания и обучения. В связи с этим был разработан проект «Йога для ума. Для работы по проекту приобретено специальное оборудование российской фирмы «АЛМА», которое, в настоящее время широко используется на занятиях с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

6. Развитие мелкой моторики
Уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для дальнейшего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.
Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

7.Упражнения на релаксацию.
Интеграция в теле является частью единого процесса. За ней следует интеграция в движении и в обсуждении. Эти три составляющие создают необходимые условия для рефлексии. Поэтому релаксацию можно проводиться как вначале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.

Таким образом, регулярное выполнение психомоторной гимнастики с детьми дошкольного возраста формирует необходимые психические функции и навыки к обучению в школе.
В своей практике я использую комплекс игровых сеансов, которые разрабатываю, используя различные виды вышеперечисленных упражнений.

8.Работа с коллегами
В нашем детском саду воспитываются  ребята с ОВЗ. Среди методов, используемых практической психологической службой, игра является наиболее адекватной для коррекции трудностей развития детей дошкольного возраста. Но ведь не все дети с ОВЗ умеют играть! Поэтому научить их играть — основная задача совместной коллективной деятельности всего педагогического состава детского сада. В этой связи,  считаю важным проведение мастер-классов с педагогами.
Игротерапия – лечение играми, поэтому недопустимо, чтобы дети играли в игры с отрицательным содержанием, тем более дети с ОВЗ. Мы стараемся, чтобы в игре развивались и другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно связаны с игрой. Так же внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Ребенок с ОВЗ начинает учиться, играя — он к учению относится как к своеобразной ролевой игре, с определенными правилами.
9.Работа с родителями

«Многие детские игры – подражание серьёзной деятельности взрослых»      (Я. Корчак).

Игротерапия предлагает игровые приемы для детей, которые можно использовать на занятиях в детском саду, в домашних условиях, во время досуга. С помощью игры решаются задачи взаимоотношения детей и взрослых, развиваются навыки общения со сверстниками, корригируются типичные эмоциональные и личностные нарушения (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка). Игры помогают в адаптации детей к дошкольному учреждению.
Родители не должны забывать играть с детьми. Поэтому так важна просветительская работа с родителями. Выступление на родительских собраниях, размещение консультативного материала в родительских уголках, проведение мастер-классов, беседы, консультирование, индивидуальная работа – все это слагаемые одного целого: полноценное воспитание, обучение и развитие наших дошколят.

Работая с детьми, мы все постоянно обучаемся сами. Я рада, если и  моя консультация будет  кому-то полезна.
Спасибо  за внимание!

Информация размещена с разрешения автора
К списку
Создано: 22.03.2024   |   Изменено: 22.03.2024 11:03:19
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
Путешествие в Страну Беговелию
Фотографии